Нейроинформатика

       

Прежде чем заниматься конструированием сетей


Прежде чем заниматься конструированием сетей ассоциативной памяти необходимо ответить на следующие два вопроса: "Как устроена ассоциативная память?" и "Какие задачи она решает?". Когда мы задаем эти вопросы, имеется в виду не устройство отделов мозга, отвечающих за ассоциативную память, а наше представление о макропроцессах, происходящих при проявлении ассоциативной памяти.
Принято говорить, что у человека возникла ассоциация, если при получении некоторой неполной информации он может подробно описать объект, к которому по его мнению относится эта информация. Достаточно хорошим примером может служить описание малознакомого человека. К примеру, при высказывании: "Слушай, а что за парень, с которым ты вчера разговаривал на вечеринке, такой высокий блондин?"- у собеседника возникает образ вчерашнего собеседника, не ограничивающийся ростом и цветом волос. В ответ на заданный вопрос он может рассказать об этом человеке довольно много. При этом следует заметить, что содержащейся в вопросе информации явно недостаточно для точной идентификации собеседника. Более того, если вчерашний собеседник был случайным, то без дополнительной информации его и не вспомнят.
В качестве другого примера можно рассмотреть ситуацию, когда ваша однокурсница появляется в институте с совершенно новой прической и в незнакомой вам одежде. При этом вы, тем не менее, чаще всего ее узнаете и сможете определить чем ее новый образ отличается от привычного. Можно предположить, что это происходит следующим образом. При виде ее нового облика в вашей памяти возникает ассоциация с привычным для вас. А далее сравнивая эти два облика вы можете определить отличия.
Исходя из рассмотренных примеров можно сказать, что ассоциативная память позволяет по неполной и даже частично недостоверной информации восстановить достаточно полное описание знакомого объекта. Слово знакомого является очень важным, поскольку невозможно вызвать ассоциации с незнакомыми объектами. При этом объект должен быть знаком тому, у кого возникают ассоциации.
Одновременно рассмотренные примеры позволяют сформулировать решаемые ассоциативной памятью задачи:
  1. Соотнести входную информацию со знакомыми объектами, и дополнить ее до точного описания объекта.
  2. Отфильтровать из входной информации недостоверную, а на основании оставшейся решить первую задачу.

Очевидно, что под точным описанием объекта следует понимать всю информацию, которая доступна ассоциативной памяти. Вторая задача решается не поэтапно, а одновременно происходит соотнесение полученной информации с известными образцами и отсев недостоверной информации.

Содержание раздела