Когда можно представить обучение нейронных сетей как задачу оптимизации? В тех случаях, когда удается оценить работу сети. Это означает, что можно указать, хорошо или плохо сеть решает поставленные ей задачи и оценить это "хорошо или плохо" количественно. Строится функция оценки. Она, как правило, явно зависит от выходных сигналов сети и неявно (через функционирование) - от всех ее параметров. Простейший и самый распространенный пример оценки - сумма квадратов расстояний от выходных сигналов сети до их требуемых значений:
где
Другой пример оценки - качество классификации в сетях Кохонена. В этом случае ответы заранее неизвестны, но качество работы сети оценить можно.
Устройство, вычисляющее оценку, надстраивается над нейронной сетью и градиент оценки может быть вычислен с использованием описанного принципа двойственности.
В тех случаях, когда оценка является суммой квадратов ошибок, значения независимых переменных двойственного функционирования ?(?) для вершин выходного слоя
![]() |
(19) |
на вход при обратном функционировании поступают ошибки выходных сигналов! Это обстоятельство настолько впечатлило исследователей, что они назвали метод вычисления градиента оценки методом обратного распространения ошибок. Впрочем, после формулы Уидроу, описанной в лекции 2, формула (19) должна быть очевидной.
Для обучения используется оценка, усредненная по примерам с известным ответом.
Предлагается рассматривать обучение нейронных сетей как задачу оптимизации. Это означает, что весь мощный арсенал методов оптимизации может быть испытан для обучения. Так и видится: нейрокомпьютеры наискорейшего спуска, нейрокомпьютеры Ньютона, Флетчера и т.п. - по названию метода нелинейной оптимизации.
Существует, однако, ряд специфических ограничений. Они связаны с огромной размерностью задачи обучения. Число параметров может достигать 108 - и даже более. Уже в простейших программных имитаторах на персональных компьютерах подбирается 103 - 104 параметров.