Не задавайте глупых вопросов!
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…"
А.С. Пушкин
Мы учим сеть по обобщенным эталонам, несомненно опираясь на здравомыслие пользователя. Так, обучая обобщенному эталону A1&B2&B3&C1&C2&C3, мы предполагаем задание "логичных" вопросов типа: "Какое решение принять, если Вася на своем прекрасном "Volvo" отправился в павильон "Роксана", в который накануне завезена из Китая большая партия косметики?". Вы задаете сети ясный вопрос, полагая А1 = В3 = С2 = 1 (на самом деле вы знаете об истинном происхождении косметики), и получаете столь же ясный ответ: "Принимай решение (или значение твоей прибыли) R2!"
Но что, если при сформировавшихся связях задать вопрос В3 = С1 = С2 = С3 = 1? Максимального и равного возбуждения на выходе достигнет даже не один нейрон! Но что означал этот вопрос и что означал ответ? Судить ли по неоднозначности ответа о том, что на входе сформировано "объединение" вопросов, обусловившее неоднозначность ответов? (Каков вопрос - таков ответ?) А всегда ли получается неоднозначный ответ?
Зададим вопрос, положив А2 = В1 = В2 = 1. Максимального возбуждения достигнет нейрон Вых5. Но предусматривалось ли решение R5 в ответ на такую ситуацию? Хотя завоз продукции фирм Красный киллер и Пират в палатки С1, С2 и С3 накануне визита Пети вполне возможен!
Несомненно, для правильного ответа надо правильно ставить вопрос. Корректность использования нейросети должна быть обусловлена теми правилами, которые брались за основу ее разработки. Если мы положили, что события А, В, С обязательно должны участвовать в формировании вопросов, то для задания других вопросов сеть необходимо дополнительно обучить.
Например, вопрос "Фирма В3 направила свою продукцию в палатки С1, С2 и С3, - что делать?" требует тщательной проработки нового ответа R6 на свободном нейроне Вых6 выходного слоя и формирования (трассировки) пути возбуждения В3, С1, С2, С3
Вых6.Однако возможности неоднозначного ответа (одинаковой величины возбуждения нейронов выходного слоя) этим избежать не удается.
Придется анализировать всю картину возбуждения нейронов выходного слоя и выдавать все ответы вида: "Продукция фирмы В3 поступила в палатки С1, С2, С3"; "Это впоследствии, скорее всего, приведет к решениям R2 и R4". А это, нетрудно видеть, влечет необходимость надстройки сети вторым логическим уровнем, где выходной слой нейронов первого уровня становится (возможно, в совокупности со своим входным слоем) входным слоем. Так могут быть продолжены логические цепочки наших умозаключений.
Это еще раз свидетельствует о том, что нельзя законсервировать себя как носителя нейросети на всю жизнь, получив стандартный объем знаний, удостоверенный "красным" дипломом. Надо думать, надо учиться, надо развиваться, смело задавая "запрещенные", глупые вопросы…
***
Как показал исторический опыт, демократия и гласность без запретов кроме вреда ничего не приносят. Или это не так? Или именно запрещенные вопросы милы Развитию? Рассмотрим это подробнее ниже.