Модель механизма запоминания
Главный механизм запоминания, реализованный в природе, можно представить так. Импульс возбуждения, проходя через синапс, "нагревает" и уменьшает его сопротивление, увеличивая синапсический вес. В последующих тактах, при последующих предъявлениях эталона, импульс возбуждения увереннее одолевает путь возбуждения, с большей определенностью указывая соответствующий образ (как говорится, "Сложилась связь"), а используемые при этом синапсы, "подогреваясь", сохраняют и, возможно, увеличивают вес.
Здесь работает известное правило Хебба [19, 20]: Синапсический вес связи двух возбужденных нейронов увеличивается.
Таким способом даже достигается эффект локализации и максимизации возбуждения на выходном слое, дублирующий, а возможно, исключающий необходимость взаимодействия соседних нейронов.
По-видимому, синапсы обладают свойством "остывания" со временем, если нет подтверждения их использования. Такое предположение адекватно свойству нашей памяти: ненужная, не подтверждаемая и не используемая периодически информация стирается ("Связи рвутся!"). Стирается до такой степени, что приходится учиться заново.
Отметим и важную роль воображения: эталоны на входном слое поддерживаются достаточно долго, возобновляются или моделируются. По-видимому, здесь большое значение имеет эпифиз, "третий глаз" - орган воображения и медитации, память и генератор видений.
При создании искусственных механизмов обучения нейросети возникают вопросы:
- Увеличивать ли веса всем нейронам, образующим статический путь возбуждения - для запоминания эталона?
- Увеличивать ли веса только вдоль некоторых (опорных) цепочек статического пути возбуждения?
- Увеличивать ли веса только нейронов, образующих динамический путь возбуждений; ведь выше предполагалось, что уже само возбуждение увеличивает вес связи? Зачем возбуждать дополнительные нейроны, если и этих достаточно?
По-видимому, третий аспект в большей степени соответствует самообучению, самонастройке. Вмешательство в наш мозг на этом уровне исключено.
Однако система искусственного интеллекта - в более выгодном положении. Ведь она находится под нашим неусыпным контролем, реализуя обучение "с учителем", и допускает любое вторжение, корректирующее вынужденные недостатки естественного интеллекта. Поэтому, рассматривая пример (и пытаясь накопить хоть какой-то опыт), мы будем увеличивать веса синапсических связей нейронов, составляющих выделенные цепочки статического пути возбуждения от эталона к образу. Назовем такой метод методом опорных путей, который выработан в процессе проведения многочисленных экспериментов. В частности, увеличение синапсических весов большого числа нейронов приводило к неудачам, связанным с корреляцией динамических цепочек возбуждения для разных эталонов и с быстрым насыщением нейросети (недостаток многих известных алгоритмов обучения). В процессе обучения многим эталонам рано или поздно все веса сети оказывались повышенными, и она прекращала что-либо различать. Начиналась путаница согласно выражению "Ум за разум заходит!"
Что же касается величины изменения синапсических весов, то вряд ли необходимо относительно каждого нейрона решать системы дифференциальных уравнений в частных производных. (Речь идет о методе обратного распространения ошибки, подробно изложенном в [20].) Природа больше рассчитывает на авось, "на глазок" и другие мудрые и практические приблизительные ориентиры, малопривлекательные теоретически. В данном случае нас более обнадеживает "прилив крови" в нужном направлении, стимулируемый информационным раздражителем или легким подзатыльником. В связи с этим введем некую переменную
Таким образом, нам удалось перейти от схемотехники к нейротехнологии, от точного, определенного к приблизительному, неопределенному. Действительно, не могла эволюция, основанная на принципе "делай все, что можно", методом "проб и ошибок" привести к производству точных электронных схем, упрятанных в черепную коробку.Да и нет в природе точной, абсолютно достоверной информации. Но общие логические принципы и зависимости должны быть воплощены и в той и в другой технологии.